zai_chen_ko (zai_chen_ko) wrote,
zai_chen_ko
zai_chen_ko

Categories:

ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРЯДА ИНИЦИАЦИИ В ИСКУССТВЕ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА

Зайченко А.А. Изображение обряда инициации в искусстве верхнего палеолита // Научно-теоретическое обеспечение подготовки студентов педвуза: Методические рекомендации и указания. Вып.5. - Саратов, 1993. - С.54.


Составляющими композиции из пещеры Ляско (возраст 15515±900 лет) являются:

раненый бизон, в теле которого застрял дротик, а из раны течет кровь или вываливаются внутренности;

падающий мужчина с птицеобразным лицом;

птица на шесте, расположенная рядом с мужчиной.


А.Д.Столяр (1985), сравнивая эту сцену с картиной из пещеры Пиндаль, отмечает совпадение их содержания.



Однако вместо "птицы на шесте" здесь представлены шесть профильных женских знаков.



Это наряду с анализом изображений из Пеш-Мерль, Куньяк, Рок де Сер, грота Виллар и Лас Монедас позволяет сделать вывод о семантической связи образов женщины и птицы в ситуации, трагической для мужчины. По мнению J.G.Frazer (1984), сочетание изображения души в виде птицы и мужчины в критической ситуации отвечает представлению о том, что в экстремальные моменты душу можно поместить в безопасное место – предметы, растения, животные. Одним из обрядов, связанных с этим представлением, является инициация с "умерщвлением" и "воскрешением" участника обряда, душа которого помещается  во внешний предмет, являющийся тотемом, а человек возвращается в жизнь в образе тотемного животного. С другой стороны, инициация проводилась  в период достижения половой зрелости, на основании чего J.G.Frazer утверждает, что тотемизм направлен на уменьшение опасности, связанной с отношением полов.
Представляется, что содержанием ряда композиций, относящихся к верхнему палеолиту (пещеры Пеш-Мерль, Пиндаль, Ляско, Куньяк), является обряд инициации или мотивы, лежащие в его основе. Здесь мы встречаемся с "умерщвлением" участника обряда (фигуры "мертвых" мужчин), душа которого переселяется в тотем (птица на шесте) и "воскрешением" в образе тотема (птицеобразное лицо мертвеца). Достижение инициируемым половой зрелости подтверждается подчеркнутыми признаками пола, а связь с опасностями отношения полов - наличием женских знаков или фигур в изображениях из Пеш-Мерль и Пиндаль.

Tags: верхний палеолит, душа, женщина, инициация, искусство, мужчина, опасность, птица, тотем
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    Из года в год читаю лекции для лечебного (3 лекции, следующие – в осеннем семестре) и педиатрического (все 6 лекций) факультетов по…

  • «АНАТОМИЯ – ЭТО СУДЬБА» © ЗИГМУНД ФРЕЙД

    6 мая – день рождения Зигмунда Фрейда, и это – повод извиниться за свою аватарку – попытку эдакого постмодернистского пастиша на самую известную его…

  • ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «СТАРИЦА»

    17 апреля и 15 декабря – празднование иконы Богородицы «Старица». Икона Богородицы «Старица» Матерь Пресвятая Богородица…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments